«Вопрос, задаваемый педагогом детям,
— это клеточка не только методики,
но и всей педагогики. …, ибо вопрос —
это почерк его педагогического мастерства».
Шалва Александрович Амонашвили
Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.
Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов, советский и российский педагог, делит на:
- информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний).
- собственно, проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс.
Информационный вопрос |
Проблемный вопрос: |
Какую роль в пьесе «Гроза» играет пейзаж? |
Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html |
Почему обитатели ночлежки дразнят друг друга и в чем сказалось их раздражение? |
Почему Чичикову так и не удалось разбогатеть? https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html |
К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»? |
Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым? https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html |
В.Г. Маранцман, советский и российский литературовед, методист, переводчик, поэт, конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса, отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:
- Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников.
- Вопрос проблемного характера возникает как бы в точке пересечения логики науки и интересов ученика.
- Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала.
Формулировка проблемного вопроса
1. Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Проблемный вопрос намечает многие варианты ответов. В.Г. Маранцман отмечает, что чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или».
Например:
Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Кто такой Лука: лжец или человечный человек? (М. Горький «На дне»)
2. Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме [В.Г. Маранцман], то есть такой вопрос не задан в форме выбора («или-или»), но предполагает разные варианты ответа, противоречащие друг другу.
Например:
Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
На первый взгляд в вопросе нет внешних признаков проблемности. Однако, он предполагает спорные ответы. Одни ученики, вопреки мысли Гоголя, считают, что рассказы Хлестакова о Петербурге ввели чиновников в заблуждение. Другие скажут, что причину обмана видят в страхе чиновников, боязни возмездия за злоупотребления.
3. Проблемный вопрос должен вести к поиску и необходимости развернутого доказательства решения.
Например:
Изменяются ли красногвардейцы от начала к концу поэмы? (А. Блок «Двенадцать»)
Литература, рекомендуемая по теме:
1. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с. https://sheba.spb.ru/shkola/problem-literatur-1977.htm
2. Примеры проблемных вопросов по литературе /ЕГЭ/
https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html
0 коммент.:
Отправить комментарий