суббота, 22 января 2022 г.

 

Постановка проблемных вопросов на уроках литературы

 

 

 «Вопрос, задаваемый педагогом детям,

 — это клеточка не только методики,

 но и всей педагогики. …, ибо вопрос —

это почерк его педагогического мастерства».

Шалва Александрович Амонашвили

Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.

Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов, советский и российский педагог, делит на:

  1. информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний).
  2. собственно, проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс.

Информационный вопрос

Проблемный вопрос:

Какую роль в пьесе «Гроза» играет пейзаж?

Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью

https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html

Почему обитатели ночлежки дразнят друг друга и в чем сказалось их раздражение?

Почему Чичикову так и не удалось разбогатеть? https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html

К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»?

Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым? https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html

 

    В.Г. Маранцман, советский и российский литературовед, методист, переводчик, поэт, конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса, отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:

  1. Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников.
  2. Вопрос проблемного характера возникает как бы в точке пересечения логики науки и интересов ученика.
  3. Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала.

 

Формулировка проблемного вопроса

 

1. Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Проблемный вопрос намечает многие варианты ответов. В.Г. Маранцман отмечает, что чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или».

Например:

Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

 (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Кто такой Лука: лжец или человечный человек? (М. Горький «На дне»)

 

2. Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме [В.Г. Маранцман], то есть такой вопрос не задан в форме выбора («или-или»), но предполагает разные варианты ответа, противоречащие друг другу.

Например:

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)

На первый взгляд в вопросе нет внешних признаков проблемности. Однако, он предполагает спорные ответы. Одни ученики, вопреки мысли Гоголя, считают, что рассказы Хлестакова о Петербурге ввели чиновников в заблуждение. Другие скажут, что причину обмана видят в страхе чиновников, боязни возмездия за злоупотребления.

 

3. Проблемный вопрос должен вести к поиску и необходимости развернутого доказательства решения.

Например:

Изменяются ли красногвардейцы от начала к концу поэмы? (А. Блок «Двенадцать»)

 

 

Литература, рекомендуемая по теме:

1.      Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с. https://sheba.spb.ru/shkola/problem-literatur-1977.htm

 

 

2.      Примеры проблемных вопросов по литературе /ЕГЭ/

https://4ege.ru/materials_podgotovka/63573-primery-problemnyh-voprosov-po-literature.html

 

Поделиться:

0 коммент.:

Отправить комментарий