Республиканская предметная олимпиада обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году
Документы
Рекомендации к проведению межлицейского / муниципального этапа
Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики
по русскому языку
в 2021-2022 учебном году
Готовимся к олимпиаде
Филологический анализ текста - увлекательная исследовательская работа.
По словам академика Л. В. Щербы, цель филологического анализа текста - “научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным глазом”.
Читаем и переводим древнерусские тексты
Готовимся к олимпиаде
Морфолого-синтаксический способ словообразования
В современных словарях мы, конечно, найдем слово “льзя” с пометкой “устаревшее”, но даже если не заглядывать в словари, носители языка осознают, что этим словом можно “играть”.
А почему?
Пловцу, колеблющуся в море,
Мужей несчастных льзя сравнять,
От жен которы терпят горе
И с ними должны воевать.
М.М. Херасков Ода («Где слышишь страшный шум Борея...»)
"Льзя ли, сударь, не думать... Такое несчастье"
Н. Лесков “Интересные мужчины”
"Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!"
Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”
ЛЬЗЯ
ЛЬЗЯ нареч. можно, легко, удобно; дозволено, не запрещено; противопол. нельзя. (Родство слов: льзя в легко, видно в сев. произношении: льга, нельга, в знач. слова льгота, см. легкий).
Значит, современное имя существительное “льгота” образовано от устаревшего наречия “льзя”.
Под морфолого-синтаксическим способом словообразования, являющимся, по своей сути, разновидностью лексико-семантического способа, понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.
Спасибо
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалить