ОЛИМПИАДА. Русский язык

 

 

Республиканская предметная олимпиада обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой  Народной Республики  в 2021-2022 учебном году

Документы

 

 

 

 

 

Рекомендации к проведению межлицейского / муниципального этапа

Республиканской предметной олимпиады обучающихся

общеобразовательных организаций

Донецкой Народной Республики

по русскому языку

в 2021-2022 учебном году


Перейдите по ссылке


Готовимся к олимпиаде

Филологический анализ текста - увлекательная исследовательская работа.

По словам академика Л. В. Щербы, цель филологического анализа текста -  “научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным глазом”.

 

Читаем и переводим древнерусские тексты 

 

Древнерусские тексты


Готовимся к олимпиаде


Морфолого-синтаксический способ словообразования


В современных словарях мы, конечно, найдем слово “льзя” с пометкой “устаревшее”, но даже если не заглядывать в словари, носители языка осознают, что этим словом можно “играть”.


А почему?


Пловцу, колеблющуся в море,

Мужей несчастных льзя сравнять,

От жен которы терпят горе

И с ними должны воевать.

М.М. Херасков Ода («Где слышишь страшный шум Борея...»)


 "Льзя ли, сударь, не думать... Такое несчастье"

Н. Лесков “Интересные мужчины”


"Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!"

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”






ЛЬЗЯ

ЛЬЗЯ нареч. можно, легко, удобно; дозволено, не запрещено; противопол. нельзя. (Родство слов: льзя в легко, видно в сев. произношении: льга, нельга, в знач. слова льгота, см. легкий).

Значит, современное имя существительное “льгота” образовано от устаревшего наречия “льзя”.

Под морфолого-синтаксическим способом словообразования, являющимся, по своей сути, разновидностью лексико-семантического способа, понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой.


 


 

4 комментария: